Pages

Sunday 2 March 2008

Levon Ter-Petrosyan: Ruling regime went for violent crackdown of opposition movement in Armenia to prevent Constitutional Court decision over election

According to Russia’s Kommersant newspaper reporter who was present at his press conference, Armenia’s first president Levon Ter-Petrosyan harshly criticised European election monitoring missions (OSCE/ODHIR) for their initial ‘mainly positive’ assessment of presidential elections in Armenia, despite evidence of blatant fraud, violence and irregularities. Levon Ter-Petrosyan consider current political situation in Armenia as continuation of post-election process, and European observers’ initial positive assessment of elections was instrumental in current dramatic escalation of events.

Levon Ter-Petrosyan believes that ruling regime went for violent crackdown of opposition movement in Armenia in order to prevent very possible Constitutional Court ruling to annul Central Election Commission decision over presidential election (which grants victory to prime minister Serj Sargsyan).

In relation to overnight violence in Yerevan, Ter-Petrosyan said that it would not have happened if they allowed him to join the rally and speak to people. He would have suggested thousands of spontaneous protesters to start marching and take people to other place, which would calm things down. Not only Armenian authorities did not release him from his ‘house arrest’ but they also used “agent provocateurs” to escalate the situation and provoke clashes and other provocations (looting etc.)

*based on Radio Liberty broadcast

2 comments:

artmika said...

Blogrel has also info on Ter-Petrosyan press conference:

Levon Ter-Petrosian said on Sunday the opposition may now seek to organise protests outside the capital, where emergency rule is not in effect. “We might organise demonstrations in other cities not far away from Yerevan, it would be legal,” he told reporters in his home.

Ter-Petrosian blamed authorities for provoking the unrest and criticised foreign observers for backing the elections. “Until the attack in front of the opera everything was peaceful … But if you had been hit on the head there, at the next demonstration you would grab a rod to defend yourself. “I hope the international community understands that the regime in Armenia does not have the support of the people. This conflict will now last five years, with full-time violence.”

artmika said...

IA Regnum has detailed coverage of Ter-Petrosyan press conference in Russian:

"Спровоцировав погромы и грабежи в центре Еревана, власти Армении создали повод и основание для объявления чрезвычайного положения", - заявил 2 марта на пресс-конференции для иностранных журналистов в Ереване экс-президент Армении Левон Тер-Петросян, комментируя события прошедшей ночи, когда в результате столкновения его сторонников с силами правопорядка погибли 8 человек, получили ранения десятки граждан Армении.

Как передает специальный корреспондент ИА REGNUM из Еревана, по словам Тер-Петросяна, "власти знали, что ситуация была накалена после разгона мирных демонстрантов утром 1 марта, а также знали, что единственным выходом из этой ситуации был его (Тер-Петросяна - ред.) допуск к народу". По словам Тер-Петросяна, который баллотировался на президентских выборах 19 февраля, народ, собравшийся на территории, прилегающей к мэрии Еревана и посольству Франции, требовал, чтобы он пришел, и все осознавали, что действительно первый президент мог бы взять всю ситуацию под контроль. Напомним, что в это время Левон Тер-Петросян находился в своей резиденции, куда был добровольно сопровожден службой госохраны с площади "Свободы" после разгона митинга утром 1 марта.

"Зная это, я обратился к главе госохраны, генералу Грише Саркисяну, чтобы тот передал президенту Кочаряну, что единственный способ выйти из создавшейся ситуации - это дать мне возможность поговорить с народом, явиться на место митинга. Мое предложение предполагало, что я приду на место митинга, поговорю с народом, но с пустыми руками я не мог придти туда. Нужна была компенсация - замена этого мероприятия другим, например, пройтись шествием до Матенадарана, а уже на следующий день мы намерены были обратиться за разрешением для проведения нового мероприятия в мэрию", - продолжил он. "Поначалу, мне показалось, что они серьезно отнеслись к моему предложению. Мне предложили провести мероприятие подальше от центра, от чего я отказался, отметив, что это делается специально, чтобы отвести народ подальше от центра и глаз иностранцев, а там могло случиться все что угодно. Они заявили, что еще подумают, но позднее заявили, что это невозможно и мое появление в народе - нежелательно, а после и вовсе отказались от компромисса", - отметил Тер-Петросян, добавив, что все его предложения передавались иностранным послам в Армении. Как отметил Левон Тер-Петросян, "позднее с послами встретился глава администрации президента Армен Геворкян и сообщил, что о компромиссах речи быть не может и есть намерение разогнать митинг". В то же время Тер-Петросян заметил, что на тот момент не было повода для разгона митинга, однако уже создалась новая ситуация, в которой большую роль сыграли "их провокаторы", что было более четко видно на подступах к территории места проведения митинга.

"Чистые, бритые, сразу видно они не ночевали с народом на площади "Свободы". Эти криминальные элементы и устроили все погромы. Даже на кадрах официального телевидения, рассказывающих о погромах, лиц грабителей не было видно, тогда как лица они должны были показать в первую очередь", - отметил Тер-Петросян. "Этими погромами власти получили повод и основание объявить чрезвычайное положение. Они имели возможность исключить подобное развитие событий, но исключили ее", - отметил он, добавив, что "уже не видя выхода, и во избежание дальнейших последствий нагнетания обстановки, он принял решение обратиться к народу через сторонников и передал призыв разойтись по домам".

По словам первого президента Армении, "своими действиями власти настроили против себя теперь уже весь народ, и это не может ускользнуть от внимания международного сообщества". "Международное сообщество должно осознать, что в Армении появится режим, который не пользуется доверием народа, а это в свою очередь означает 5 лет насилия во всех сферах. В этой ситуации, я уже не верю, что Конституционный суд будет держаться достойно, хотя предоставленные нами материалы достаточно серьезные и на их основании уже можно признать президентские выборы недействительными", - отметил он. В то же время Тер-Петросян подчеркнул, что оппозиция не намерена отступать и в рамках закона будет бороться до устранения "этого бандократического режима", не боясь тюрем, домашних арестов.

"Они не смеют нас запугать, даже Горбачеву этого не удалось, а эти люди - самые отсталые и провинциальные его ученики", - подчеркнул он. Левон Тер-Петросян проинформировал, что слышал о том, что в различных городах Армении организовываются митинги протеста. "Это инициатива местных активистов, и завтра эти протесты будут практически во всех регионах Армении. Я не исключаю, что и мы можем организовать митинг в одном из городов, расположенных неподалеку от Еревана. Мы ранее уже делали подобное. В 1988 году 4 декабря, когда в Ереване были советские войска, и действовал комендантский час, и мы провели митинг в Эчмиадзине. Это законно и, в зависимости от ситуации, мы рассмотрим этот вариант. Не будем же мы сидеть дома", - сказал он. Тер-Петросян вновь призвал своих сторонников и народ не предпринимать попыток собрать митинг и не давать властям повода для новых столкновений. Тер-Петросян выразил соболезнования семьям всех погибших в ходе столкновений 2 марта, и заметил, что все они стали жертвами властей.

Между тем, отвечая на вопрос о том, не хочет ли он рискнуть и покинуть дом без охраны, отказавшись от нее, Тер Петросян заявил, что если он сделает это его убьют и повесят дело на каких-то хулиганов. "Но главным образом без охраны я не буду выходить, поскольку не являюсь провокатором. Если я выйду, вокруг меня начнут собираться люди, возникнет стихийный многотысячный митинг, а в условиях ЧП определенные органы примут соответствующие меры и применят насилие, а меня обвинят в провокации", - отметил он, добавив, что пока не знает, когда ему разрешат выйти из дому.